МБОУ СОШ № 12 станицы Незлобной
Георгиевского муниципального округа
  • Профориентационная работа

    Если профессия становится образом жизни,

                                                                                то ремесло превращается в искусство.

                                                                                                                                                                                     И.Шевелёв

    Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной. работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объѐма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

            Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с обучающимися и их родителями.

          Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

    Министерство просвещения Российской Федерации реализует профориентационные проекты, в том числе в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование».


    Минпросвещения России разработало единую модель профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.


    Профминимум включает три уровня на выбор образовательной организации: базовый (не менее 40 часов в учебный год), основной (не менее 60 часов в учебный год), продвинутый (не менее 80 часов в учебный год).


    Каждый уровень профминимума реализуется по семи ключевым направлениям:

    • профильные предпрофессиональные классы (инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские), ориентированные на востребованные профессии на рынке труда;
    • урочная деятельность, которая включает 100 тыс. часов дополнительных материалов к учебным предметам (физика, химия, математика, технология), разработанных Фондом гуманитарных проектов, с целью профессионального окрашивания уроков;
    • внеурочная деятельность, предусматривающая один час в неделю на проведение профориентационных мероприятий (онлайн-диагностика, уроки, проектная деятельность, профориентационные программы, классные часы, в том числе просмотр выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий», беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.);
    • воспитательная работа (экскурсии на производство, лекции, профориентационные выставки, ярмарки, профессиональные пробы, дни открытых дверей в колледжах и вузах, открытые уроки технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий, конкурсы профориентационной направленности, чемпионаты по профессиональному мастерству «Абилимпикс», «Профессионалы» и Чемпионат высоких технологий);
    • дополнительное образование (посещение занятий с учетом склонностей и образовательных потребностей);
    • профобучение (обучение по программам подготовки по профессиям рабочих и служащих по образцу существовавших учебно-производственных комбинатов);
    • взаимодействие с родителями или законными представителями (проведение не менее двух собраний с представителями разных профессий).

    Один из ключевых профориентационных проектов – федеральный проект «Билет в будущее», охват которого составляет уже более 2,2 млн школьников. На платформе проекта зарегистрировано более 790 тыс. учеников 6–11-х классов, более 337 тыс. обучающихся прошли региональные профориентационные пробы.

    Цель профориентационной работы в школе:

    - оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

    - выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

    Задачи профориентационной работы:

    - получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;

    - выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

    Основные направления профессиональной ориентации учащихся:

    - Профессиональной просвещение;

    - Профессиональная диагностика;

    - Профессиональная консультация и др.

    Этапы профориентации в школе

       Начальная школа, 1-4 классы

       На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.

       Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия.

       Средняя школа, 5-7 классы

       С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.

       Средняя школа, 8-9 классы

       С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.

       В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). Факультативные занятия и углублённые кружки по интересам начинают играть ещё большую роль в осознании собственных ценностей и интересов и осознанного выбора профессии.

       Школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.

       Старшеклассники, 10-11 классы

       Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых дверей.

       Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.

    Формы профориентационной работы в школе

    Работа с учениками

    • Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
    • Экскурсии на предприятия.
    • Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
    • Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
    • Анкетирование учащихся.
    • Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).

    Работа с родителями

    • Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
    • Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
    • Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
    • Анкетирование родителей.
    • Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
    • Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.

    Организационно-методическая деятельность

    • Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.
    • Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.

    Оценка эффективности профориентационной работы в школе

    Этапы профориентации в школе

    Для проведения качественной оценки профориентационной работы в школе

    можно выделить 5 результативных критериев и 2 процессуальных.

       К результативным критериям относятся:

    Достаточность информации о выбранной профессии и методах её получения.

       Школьник может сделать осознанный выбор профессии, только зная о её месте на рынке, условиях труда, предъявляемых требованиях к знаниям и физическим характеристикам. При наличии достаточного количества полученной информации ученик ясно представляет себя в выбранной профессии и необходимые шаги для её получения.

    Потребность осознанного выбора будущей профессии

       Если ученик проявляет активность в поиске информации о тех или иных специальностях без давления извне, самостоятельно пробует себя в интересующих направлениях возможной деятельности или составил план дальнейших действий, то критерий потребности обоснованного выбора профессии можно считать полностью удовлетворённым, а стоящую перед школами задачу выполненной.

    Осознание школьником общественной значимости труда

       В процессе школьной профориентационной работы учащимся школ должно прививаться отношение к труду как к жизненной ценности. У школьников 8-9 классов подобное отношение находится в прямой взаимосвязи с потребностью осознанного выбора профессии, что прямо влияет на качество их дальнейшей жизни.

    Осознание школьников своих возможностей и интересов

       Под руководством школьных, опытных специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего карьерного пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам для максимально корректного определения характеристик ребёнка.

    Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии

       Школьник должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и возможностей. После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии. Наличие такого плана свидетельствует об успехе проведённой школьной профориентационной работы.

    Цели и задачи профориентации в школе

       Двумя процессуальными критериями результативности школьной профориентационной деятельности можно назвать:

    Индивидуальный характер профориентации

       Любые предпринимаемые действия должны учитывать индивидуальные интересы, способности и возможности каждого ученика.

    Направленность профориентации на всестороннее развитие личности

       Школьникам должна предоставляться возможность самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для получения искомой специальности, а педагоги и родители могут лишь активно способствовать и помогать, не делая выбора за ребёнка.

    Нормативные документы

    Прошедшие мероприятия
    Профессиональная проба по профессии «Дизайнер одежды».

    Профессиональная проба по профессии «Дизайнер одежды»

    На базе Георгиевского техникума механизации, автоматизации и управления в рамках реализации федерального проекта «Билет в будущее», прошла профессиональная проба по профессии «Дизайнер одежды».
    23 ноября 2023 четверг
    Профессиональная проба по компетенции «Программист».

    Профессиональная проба по компетенции «Программист»

    Участники программы ранней профориентации «Билет в будущее» посетили профессиональную пробу по компетенции «Программист» в Георгиевском техникуме механизации, автоматизации и управления.
    22 ноября 2023 среда
    Профессиональная проба по компетенции: «Ландшафтный дизайн».

    Профессиональная проба по компетенции: «Ландшафтный дизайн»

    В рамках проекта по ранней профессиональной ориентации школьников 6-11-х классов проекта «Билет в будущее» девочки 7А класса МБОУ СОШ №12 станицы Незлобной посетили профессиональную пробу по компетенции: «Ландшафтный дизайн» в Георгиевском техникуме механизации, автоматизации и управления.
    22 ноября 2023 среда
    Профессиональная проба «Ветеринарный фельдшер».

    Профессиональная проба «Ветеринарный фельдшер»

    Обучающиеся 6 "А" класса посетили  профессиональную пробу «Ветеринарный фельдшер» в ГБПОУ Георгиевский техникум механизации, автоматизации и управления.
    22 ноября 2023 среда
    Профессиональная проба «Специалиста индустрии красоты.

    Профессиональная проба «Специалиста индустрии красоты

    Обучающиеся 9-х классов МБОУ СОШ № 12 станицы Незлобной, в рамках Национального проекта «Билет в будущее» имели возможность попробовать себя в роли «Специалиста индустрии красоты».
    20 ноября 2023 понедельник
    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА «АДВОКАТ».

    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА «АДВОКАТ»

    Обучающиеся 9-х классов МБОУ СОШ № 12 станицы Незлобной, в рамках Национального проекта «Билет в будущее» прошли профессиональную пробу «Адвокат».
    20 ноября 2023 понедельник
    Профориентационная встреча с ГБПОУ "Георгиевский колледж".

    Профориентационная встреча с ГБПОУ "Георгиевский колледж"

    Прошла встреча обучающихся центра "Точка роста" и их родителей с представителями ведущего учебного заведения среднего профессионального образования юга России ГБПОУ "Георгиевский колледж".
    18 ноября 2023 суббота
    Путешествие в несуществующие миры вместе с Незнайкой.

    Путешествие в несуществующие миры вместе с Незнайкой

    Педагог Даниленко П.А.  провела  интерактивное мероприятие « Путешествие в несуществующие миры вместе с Незнайкой» для обучающихся 6 классов.

    В рамках мероприятия ребята узнали в простой и увлекательной форме о современных возможностях искусственного интеллекта.  Школьники овладели основами  проектирования используя интеллектуальные системы и показать профориентационную направленность технических специальностей. В ходе мероприятия  использовалась видео лекция о возможностях «рисования» при помощи нейросетей, видео-занятие о сервисе генерации изображений Кандинский и выполнение задания по алгоритму нейросети. В завершении мероприятия ребятами была организована выставка фантастических пейзажев и генерация картинок по книге Николая Носова «Незнайка» на своих страницах в социальной сети ВКонтакте 

    13 ноября 2023 понедельник
    «Шоу профессий» «Озвучьте это немедленно!».

    «Шоу профессий» «Озвучьте это немедленно!»

    Новый выпуск «Шоу профессий» «Озвучьте это немедленно!» был посвящен специальности Звукорежиссер. Школьники узнали, чем отличаются театральная и студийная звукорежиссуры, какое оборудование требуется для этой профессии, каковы особенности записи и работы с актерами, а также преимущества и возможности, которые открывает «Театральная и аудиовизуальная техника (Звукорежиссура)».

    08 ноября 2023 среда
    Экскурсия на хлебокомбинат.

    Экскурсия на хлебокомбинат

    На осенних каникулах обучающиеся 1г класса совершили экскурсию на хлебокомбинат.Ребята увидели как пекут хлеб, пряники, баранки.Познакомились с нелёгкой профессией пекаря.
    03 ноября 2023 пятница
    «Шоу профессий» «Смелость и отвага. Деятельность спасательного отряды» (компетенция «Спасательные работы»).

    «Шоу профессий» «Смелость и отвага. Деятельность спасательного отряды» (компетенция «Спасательные работы»)

    Несмотря на достижения прогресса, человечество все еще страдает от техногенных катастроф. Первыми на помощь в чрезвычайных ситуациях всегда приходят спасатели. В России спасатели — это сотрудники МЧС.

    Они спасают людей из-под завалов, ищут пострадавших после наводнений и землетрясений, а также тех, кто предположительно пропал без вести.

    20 октября 2023 пятница
    «Шоу профессий» «Разностороннее развитие детей» (Педагогика и наставничество», специальность «Педагог дополнительного образования».

    «Шоу профессий» «Разностороннее развитие детей» (Педагогика и наставничество», специальность «Педагог дополнительного образования»

    Каждый из нас хотя бы один раз посещал кружки, секции или дополнительные занятия. Но задумывался ли ты, каково это – быть педагогом дополнительного образования?

    Просмотрев новый выпуск «Разностороннее развитие детей» проекта «Шоу профессий», посвященном специальности Педагогика дополнительного образования, обучающиеся школы познакомились с компетенцией ««Педагог дополнительного образования».

    20 октября 2023 пятница
    «Шоу профессий» - «Когда решают детали. Токарные работы на станках с ЧПУ».

    «Шоу профессий» - «Когда решают детали. Токарные работы на станках с ЧПУ»

    В «Шоу профессий» 17.10.2023 состоялся выпуск видеоролика - «Когда решают детали. Токарные работы на станках с ЧПУ»!

    Ребята познакомились  с работой предприятий оборонно - промышленного комплекса на примере одной из самых востребованных компетенций сферы – «Токарные работы на станках с ЧПУ».

    Узнали, как изменилась работа токаря за последние десятилетия.

    Даниил Полозов, менеджер компетенции “Токарные работы на станках с ЧПУ” провел соревнование между студентами для того, чтобы выявить лучшего из лучших. Вместе с ними школьники узнали много нового об особенностях токарного дела, выборе инструментов и многом другом!

    17 октября 2023 вторник
    «Шоу профессий» «Как за каменной стеной. Строительная сфера» (компетенция «Кирпичная кладка»).

    «Шоу профессий» «Как за каменной стеной. Строительная сфера» (компетенция «Кирпичная кладка»)

    В «Шоу профессий» новый выпуск - «Как за каменной стеной. Строительная сфера»! Мы познакомились с компетенцией «Кирпичная кладка». Слои, заглушки и подрамники…. Что это такое – мы, теперь знаем!

    06 октября 2023 пятница
    «Шоу профессий», компетенция «Машинист локомотива».

    «Шоу профессий», компетенция «Машинист локомотива»

    Каждый из нас хоть раз в жизни ездил на поезде по железной дороге. Поезда отправляются в любой уголок нашей страны, иногда они едут почти целую неделю. И всю эту неделю поезд везет локомотив, которым управляем машинист.

    В новом выпуске «Шоу профессий» «Управляй мечтой» ученики школы познакомились с компетенцией Управление локомотивом.

    03 октября 2023 вторник
    Искусственный интеллект и нейротворчество.

    Искусственный интеллект и нейротворчество

    Искусственный интеллект... Что это? Из чего состоит? Где применяется? Когда появился? Эти вопросы обучающиеся С рассмотрели во время внеклассного мероприятия "Искусственный интеллект и нейротворчество" 
    03 октября 2023 вторник
    «Шоу профессий» «Машиностроение»,  слесарная работа с металлом (компетенция «Слесарь»).

    «Шоу профессий» «Машиностроение», слесарная работа с металлом (компетенция «Слесарь»)

    В новом выпуске «Соберись и сделай. Слесарь» обучающиеся школы познакомились с одной из самых важных отраслей промышленности – машиностроение и одной из самых ответственных профессий – слесарь механосборочных работ. Эксперт по компетенции «Слесарная работа с металлом» Василий Смирнов провел соревнование между молодым специалистом и студентом для того, чтобы выявить лучшего из лучших. Вместе с ними школьники узнали много нового об особенностях слесарного дела, выборе инструментов и многом другом!

    06 сентября 2023 среда

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике